В результате схода трех вагонов в тоннеле московского метро, по предварительным данным, погибли уже десять человек, более ста – ранены. Согласно официальной версии, состав «Русич» сошел с рельс из-за падения напряжения и ложного срабатывания пожарной сигнализации. Однако эксперты, с которыми поговорила «Фонтанка», говорят, что оба фактора не могли привести к экстренному торможению. Среди альтернативных версий – техническая неисправность и даже взрывные работы в соседнем тоннеле.
Авария в московском метро произошла около 8.30 утра в перегоне «Славянский бульвар» – «Парк Победы» Арбатско-Покровской линии. Поезд следовал со стороны северо-запада столицы в центр города, поэтому салон был заполнен пассажирами. По словам очевидцев, состав резко затормозил, и с рельс сошел четвертый вагон от головы, утащив за собой два соседних. Инцидент произошел неподалеку от станции «Парк Победы».
Фото и видео очевидцев аварии на «синей» ветке московского метро
В условиях метрополитена последствия от схода – и без того страшного железнодорожного происшествия – усиливаются из-за замкнутого пространства тоннеля, который превращается в настоящую мясорубку. Это видно на фотографиях, сделанных пассажирами и спасателями: сошедший вагон буквально перемолот и поднят на дыбы. При этом последствия оказались серьезнее, так как в этом месте тоннель расширяется с 5,5 метров до 9,5 метров: при строительстве метро здесь располагалась демонтажная камера тоннелепроходческого щита. В итоге при сходе вагон далеко вынесло, а сзади идущие вагоны впечатали его в стену.
По последним данным, в результате аварии погибли десять человек, госпитализированы – около 100, за помощью обратились 120 человек. При этом погибшим числится и машинист поезда, хотя сход произошел не в головном вагоне: возможно, от резкого торможения он ударился о пульт управления: в метро, в отличие от автомобильного транспорта, не предусмотрены ремни безопасности.
Пассажиры поезда оказались заблокированы в вагонах, и спасатели начали выводить их из тоннеля только спустя час. Движение по Арбатско-Покровской линии оказалось частично парализованным, для доставки москвичей столичная мэрия пустила 66 автобусов, а таксисты по традиции взвинтили цены. Так, по свидетельству пользователей Твиттера, за проезд от станции «Славянский бульвар» до «Киевской», расстояние между которыми составляет 5 километров, брали около 1000 рублей.
Согласно официальной версии, озвученной Главным управлением МЧС по Москве, причиной резкого торможения могло стать понижение напряжения и ложное срабатывание пожарной сигнализации. Однако специалисты и машинисты, с которым поговорил корреспондент «Фонтанки», высказывают сомнение в правдоподобности этой версии. Во-первых, в случае падения напряжения поезд просто прекращает разгон и продолжает двигаться по инерции, как если бы в двигателе автомобиля вдруг пропало зажигание. Во-вторых, пожарная сигнализация срабатывает в тоннеле, а не в поезде: информацию о возможном возгорании получает диспетчер, который, проанализировав ее, решает, нужно ли давать сигнал об экстренной остановке.
В связи с этим собеседники «Фонтанки» говорят о возможной технической неисправности состава, либо о наличии постороннего предмета на путях. В аварию попал вагон нового поколения «Русич», которые московский завод «Метровагонмаш» выпускает с 2003 года. «Русич» имеет одну особенность. Стандартные составы формируются из моторных вагонов и безмоторных промежутков. У «Русича» каждый вагон имеет две моторные тележки, а центральная – безмоторная. Из-за этого, по словам специалистов, он не так стабилен: его немного ведет при движении. Все это приводит к тому, что колесные пары стираются и теряют круглую форму. А пути в метро, как и на любом железнодорожном транспорте, имеют неровности: именно по этой причине по ночам их осматривают обходчики. Таким образом, при сочетании двух факторов – стершиеся колесные пары и неровный путь – может произойти серьезный инцидент. Впрочем, в департаменте транспорта Москвы говорят, что и вагон, и пути прошли необходимый регламентный осмотр.
Наконец, есть и еще одна версия. По информации «Фонтанки», в середине июня машинисты, работающие на однопутном участке «Парк Победы» – «Деловой центр» Калининско-Солнцевской линии, получили письмо о том, что по соседству, для строительства второго перегонного тоннеля, будут производиться взрывные работы в круглосуточном режиме. При возникновении нештатной ситуации, вроде толчков в движении или ухудшения видимости из-за повышенной задымленности, машинистов просили тут же сообщать диспетчеру. Впрочем, нужно отметить, что перегоны «Парк Победы» – «Славянский бульвар» и «Парк Победы – «Деловой центр» расположены не параллельно, а перпендикулярно друг другу.
смотрите также:
По следам трагедии в московском метро:может ли ЧП случиться в петербургской подземке – "В теме" Андрей Захаров
Фонтанка.ру
PS:
Ближе к вечеру картина катастрофы стала более четкой. Поезд следовал от «Парка Победы» в сторону «Славянского бульвара» со скоростью около 60 км/ч. Сход с рельс произошел в том месте, где направо уходит ответвление на строящийся участок метрополитена. Называются две основные причины: неисправность колесной тележки одного из вагонов (предположительно второго) или неисправность стрелки в районе ответвления. При этом высказываются версии, что стрелка могла сместиться из-за работ по строительству тоннеля, в том числе взрывных.
Первый вагон, судя по фотографиям с места событий, влетел в так называемый «утюг» - стенку между основным тоннелем и ответвлением. Как и предполагала «Фонтанка», последствия катастрофы были усилены диаметром тоннеля в этом месте: первые вагоны развернуло поперек, и они были расплющены следующими вагонами, входящими в состав.
По состоянию на 18.30, официально погибшими числятся 20 человек, в больницах находятся 130.
Андрей Захаров,
«Фонтанка.ру»